УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Великий английский драматург и поэт
23. 04.1564 — 23. 04.1616
Г.Стратфорд-на-Эйвоне, Англия Гринвич 00
52гр.18мин.00сек с.ш., 1гр.40мин.00сек.з.д.
23.04.1564 старого стиля 21:38
ВСЯ ЖИЗНЬ — ТРАГЕДИЯ!
ИЛИ… КОМЕДИЯ?
Хочу того, чего мне не хватает… Ромео
Телец по Солнцу, Шекспир искал способ разбогатеть, чтобы вернуть своему Роду имя и утраченное положение в обществе.
Стрелец на Асценденте, он сел однажды на коня и отправился в дальний путь, чтобы там осуществить задуманное.
Человек V дома, он сделал ставку на театр и раскрыл в себе творца, талантом стихосложения обретя славу искусного поэта-драматурга. чьи пьесы с лихвой преодолели все границы пространства и времени, в которых он жил и творил.
Колесо его жизни, завершив отведённый ему земной круг, вернуло своего раба к его исходной точке: «Земля, природы мать, — её же и могила. Что породила, то и схоронила». Оставив миру только духа суть — великое наследие Шекспира…
«1564; April 26: Gulieimus filius Iohannes Shakespeare»
Запись о крещении Уильяма, сына Джона Шекспира, в метрической книге Стратфордской церкви Святой Троицы.
Данные о рождении Шекспира ограничиваются датой его крещения — 26 апреля 1564 года старого стиля. Сохранившаяся с тех далёких времён метрическая книга Стратфордской церкви Святой Троицы содержит эту запись, равно как и записи о многих событиях жизни других членов его семьи.
По преданию, живущему в Англии и поныне, Шекспир родился в тот же день, что и умер — 23 апреля, и был крещён на третий день своего рождения. По старому католическому обычаю полагалось крестить детей как можно раньше, ибо в случае смерти младенца крещёным (а смертность тогда была очень высока!) утешением для родителей являлось хотя бы осознание того, что их дитя не зачахнет в чистилище.
В гороскопе столь известного и плодотворного литературного деятеля, достигшего мировой славы, на такой успех должны быть показатели, особенно по части Меркурия! На неделе, предшествовавшей крещению Шекспира (20-25 апреля), наиболее проявлен день 23 апреля — Меркурий в 18-м (королевском) градусе Овна.
Что же касается определения Асцендента, то, вероятнее всего это знак огня — Шекспир был человеком чрезвычайно активным, деятельным, неутомимым, чьё влияние в своих кругах постоянно росло, крепло и расширялось, достигнув самого высокого (королевского!) внимания. Причём, чем выше в своих достижениях Шекспир поднимался сам (актёр — поэт-драматург — пайщик театра, как и всё вместе), тем больше в нём росла ответственность за тех, кто был от него зависим. Ну, а с учётом того, что «на поиски себя» он отправился прочь от родных мест, как и того, что в основе многих его творений лежали исторические хроники различных культур и народов, смеем предположить, что этим знаком огня на Асценденте будет Стрелец. Возможно, градус «Райской птицы» (7°) — обаяния, человеческой доброты, простоты в общении, но и умения обращать на себя внимание, а также яркости, блеска, любвеобильности, актёрских способностей, стремления к элитарности. В этом случае планета Уран становится гением Асцендента, попадая точно на точку восхода, а это — стремление к абсолютной свободе и независимости (оставил всех и пустился в путь), одержимость своими идеями (творческими), авантюризм, неожиданное проявление и раскрытие способностей.
При этом Солнце попадает в V дом гороскопа — творческой свободы и творческой реализации, яркого личностного успеха, жажды жизни и удовольствий, любви, страстей, фортуны, увлечения игрой и театром. Сомнений нет — испил до дна всю чашу сладкого вина!
Солнце — альмутен VIII дома в V доме: драматическая волнующая любовная жизнь, несчастная любовь, неутолимая страсть, с риском для жизни, страданиями, интригами, терзаниями, смерть из-за любви, смерть от руки любимого — всё это основные мотивы творений Шекспира-драматурга.
И жизнь и пьеса — всё одно: всегда найдётся кто-то рядом, кто чашу ту наполнит ядом…
Самим же пятым домом управляет богиня любви Венера, которая попадает в седьмой дом. В гороскопе творческого деятеля альмутен V дома в VII доме — это показатель успеха у публики, популярности, общественного признания и резонанса. А также зависти у соперников и конкурентов по цеху!
И таких людей в жизни Шекспира было хоть отбавляй. Но именно они — «ненавистники Шекспира», оставившие о нём свои письменные воспоминания, мнения и высказывания (пусть, далеко не лестные и даже грубые) — служат подтверждением самого существования Уильяма Шекспира! Ведь, как известно, на имя Уильяма Шекспира — этого талантливейшего поэта-драматурга, чьи литературные персонажи на века стали именем нарицательным (Ромео, Отелло, Гамлет и др.), равно как и вошедшие в обиход многие «крылатые фразы» — и по сей день претендуют несколько десятков человек, причём как в одиночку, так и целыми коллективами.
77 претендентов
Вокруг имени Шекспира было и остаётся множество интриг. На сегодняшний день насчитывается 77 претендентов на его имя. В мировой литературе возникло такое понятие как «шекспировский вопрос» — а был ли вообще Шекспир? Мог ли он владеть теми знаниями, которыми владел? Мог ли один человек написать такое количество гениальных произведений? В профессиональных и любительских литературных кругах созданы «анти-шекспировские» и «нестратфор- дианские» группы. Вот уж воистину: «to be or not to be»?!
Чтобы разобраться в этом вопросе, исследуем III дом гороскопа Шекспира — дом знаний и учеников, самой способности учиться, писательства и двойников. Сигнификатор и элеватор дома. Меркурий и Прозерпина, находятся в Овне и стоят практически в точном соединении, причём Меркурий в королевском градусе. Это подтверждает желание и возможность быстрого обучения Шекспира, его незаурядное умение обрабатывать большие объёмы информации, выбирая среди её изобилия те самые зёрна, на которых взращивались его творения. Эта же конъюнкция дала ему живость ума и мысли, остроту и меткость речи, т.е. литературные способности.
Свидетельства шекспироведов:
Произведения Уильяма Шекспира свидетельствуют о том, что этот человек обладал гигантским, ни с чем не сравнимым объёмом активного лексикона — от 20 до 25 тысяч слов, в то время как у самых образованных и литературно одарённых его современников типа философа Бэкона было 9-10 тысяч слов. Современный англичанин с высшим образованием употребляет около 4 тысяч слов. Шекспир же, как сообщает Оксфордский словарь, ввёл в английский язык около 3200 новых слов больше, чем его литературные современники Бэкон, Джонсон и Чапмен, вместе взятые.
Автор пьес хорошо знал языки: французский, итальянский, латынь, разбирался в греческом, прекрасно ориентировался в истории Англии, в древней истории и т.д. Сюжет «Гамлета» взят из книги француза Бельфоре, переведённой на английский язык только через сто лет. Сюжеты «Отелло» и «Венецианского купца» заимствованы из итальянских сборников, также появившихся на английском языке только в XVIII веке. Сюжет «Двух веронцев» взят из испанского пасторального романа, до появления пьесы никогда не публиковавшегося на английском языке. Установлено, что Шекспир знал произведения Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо, ему была известна греко-римская мифология, литература, история, он использовал сочинения Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, причём не только в переводах, но и в оригиналах. Исследованиями учёных установлена основательность познаний автора пьес в юриспруденции, риторике, музыке, ботанике (в его произведениях специалисты насчитали 63 названия трав, деревьев и цветов!), медицине, военном и морском деле. Ему были известны Северная Италия, Падуя, Венеция…
В произведениях Шекспира видны следы чрезвычайно эрудированной личности, высоко образованной, владеющей языками. знающей другие страны, быт самых высокопоставленных кругов тогдашнего английского общества, включая монархов, знакомой с придворным этикетом, титулатурой, родословными, языком самой высокородной знати… Шекспировский вопрос возник из-за невиданного в мировой культуре противоречия между тем, что известно об авторе из его произведений, и теми фактами, которые говорят о жизни и делах Уильяма Шакспера из Стратфорда.
Меркурий с Прозерпиной, как управители III дома (литературного), в IV доме объясняют повышенный интерес Шекспира к историческим хроникам (например, о времени борьбы Алой и Белой розы написаны «Генрих VI» и «Ричард III», о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией — «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V»), а также указывают на интерес к историческим персонажам («Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра») и на столь излюбленную шекспировскую тему, как внутрисемейные проблемы, отношения родовых кланов, их борьба, месть и непримиримость («Ромео и Джульетта», «Отелло», «Король Лир» и др.).
Плутон в III доме — для писателя это огромная плодовитость в литературной деятельности, но и бесчисленные враги среди ближайшего окружения. При этом Плутон в градусе падения Меркурия (16°), то есть Плутон отнимает у Меркурия силы и тем самым разрушает (исчерпывает) его.
И каковы результаты?
Уильям Шекспир — это I автор, как минимум, 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и 154 сонетов, которые вместились в 22 года активной литературной деятельности, 22 года ярчайшего творческого горения, то есть примерно по два довольно крупных, доведённых до совершенства стихотворных произведения в год! После чего поэт оставил перо и удалился. Меркурий был исчерпан.
В мировой литературе, бесспорно, много плагиата — претендентов на одно и то же произведение, сюжет или идею. Но в мире нет ни одного литературного деятеля, за исключением Шекспира, которого бы после смерти преследовала такая огромная и пёстрая толпа «двойников» (Плутон в III доме), пытающаяся отнять у него всё — и его имя, и его труды (т.е. Меркурий).
Вопрос к «анти-шекспиристам»: почему 77 «Шекспиров» (Марло, Дерби, Мэннерс, Оксфорд, Рэтленд, Бэкон и др.) все свои произведения подписывали исключительно своими титулованными именами [большинство из них лорды или графы], и только под «Гамлетом» и К° вдруг решили поставить подпись Шекспир, выбрав для своего псевдонима фамилию простого деревенского парня из какого-то там захолустья, прискакавшего верхом на коне в столицу, чтоб подзаработать денег? Причём фамилию своего литературного конкурента — «вороны в чужих перьях», и эта «ворона», следуя хронике событий, сразу же после написания «ими великими их пьес» ставила эти пьесы в своём театре? И это в то время, когда Лондон был буквально усеян театрами, и каждый приличный драматург имел свой театр или, как минимум, был пайщиком в театре, для которого писал пьесы. Где логика?!
Ответ всем 77 претендентам и «анти-шекспиристам»:
Поборники сладкоголосой лиры,
В вас есть талант, но вы не есть Шекспиры!
Ваш ген не дал вам Гамлета создать,
Простите ген, что вы — анти Шекспиры...
Что же касается знаний, образованности, эрудиции и литературного мастерства, умения легко всё познавать, учиться, совершенствуя свой разум, плоды его с лихвою отдавать… то при наличии на то показаний в гороскопе, при подходящей для таких всходов жизненной почве и воспламенённом божественной искрой вдохновении, это не так уж и сложно. Тем более, кто знает, что творится в наших генах?.. И потому возблагодарим Меркурий и муз Аполлона, позволяющих создавать саму жизнь:
О, Мельпомена, Талия, Эрато!
Трагедия… Комедия… Любовь…
Ты душу нашу делаешь крылатой
И заставляешь в венах биться кровь!
Однако вернёмся к прозе и III дому гороскопа Шекспира, который попадает в Рыбы — знак воды, а это и есть интриги, тайны, слухи, сплетни, анонимы. Кстати, именно «Аноним» называется фильм о «шекспировском вопросе». Вот только «неувязочка» получилась — драматург граф Оксфорд, претендент на имя «У Шекспира», умер в 1604 г., а некоторые пьесы Уильяма Шекспира описывают исторические события, происходившие после 1604 г. Или граф Оксфорд был ещё и провидцем будущего?..
Родовой герб Шекспиров:
NON SANZ DROICT НЕ БЕЗ ПРАВА
(в переводе с французского)
Исследователи корней Шекспира выдвигают предположение о том, что род Уильяма Шекспира происходит от некоего Адама Шекспира, который в 1389 голу получил за военные заслуги земли в Бэдсли Клинтоне, лежащем недалеко от Стратфорда в том же Варвикском графстве.
Управляет III домом Нептун, который находится точно на Десценденте и попадает в VII дом: альмутен третьего дома в седьмом — это ещё один показатель популярности человека, шумихи вокруг его имени, для писателя — известности в литературных кругах. Тем более при Марсе в VII доме, подтверждающем «открытые забрала» оппонентов (тот же Р. Грин).
Марс в гороскопе Шекспира находится в VII доме и управляет IV домом. При этом Меркурий находится в IV доме и управляет VII домом. Это рецепция управителей по домам: IV и VII дома — Род и Закон. Добавим, Марс в Раке и управляет «рачьим» домом — заведует делами Древа Рода. Вот почему Шекспиру было так важно в своей жизни добиться законного решения вопроса о возврате его отцу дворянского титула и фамильного герба (Марс управляет домом предков и родовым именем ShakeSpeare — потрясатель копья). Глядя на герб, возникает вопрос, почему надпись сделана по-французски (оказывается, в Англии того времени на нём разговаривала исключительно знать!), как и предположение о том, откуда у Шекспира были познания французского… Действительно, кто знает, что творилось в его генах?!
Свидетельства истории:
Если инцидент с Грином является драгоценнейшим биографическим материалом для начала литературной карьеры Шекспира, то вторым ярким этапным пунктом его биографии должен считаться отзыв о Шекспире очень известного в своё время учёного магистра Кембриджскогр университета Фрэнсиса Миреса. Отзыв этот представляет собою также чрезвычайно важный источник для установления хронологии шекспировских пьес.
Мирес издал в 1598 году книгу афоризмов о морали, религии, литературе под заглавием “Сокровищница мудрости”, где между прочим трактует о современных английских писателях, в том числе о Шекспире. Всего 6 лет отделяет книгу Миреса от памфлета Грина, но какой огромный шаг по пути к бессмертию сделала за этот короткий период «ворона в чужих перьях». Уже не сам Шекспир «воображает» себя «потрясателем» английской сцены, а другие прямо провозглашают его первым из английских драматургов.
Мирес: «Точно также как душа Евфорба продолжала жить, по мнению древних, в Пифагоре, сладкая остроумная душа Овидия живёт в сладостном как мёд Шекспире. Доказательством могут служить его “Венера и Адонис”, его “Лукреция”, его сладкие как сахар сонеты (неизданные, но известные его друзьям). Как Плавт и Сенека считаются лучшими представителями комедии и трагедии в латинской литературе, так Шекспир — лучший из английских писателей в этих обоих родах сценических произведений. В области комедии доказательством тому его “Два веронца”, “Комедия ошибок”, “Бесплодные усилия любви”, “Вознаграждённые усилия любви”, “Сон в Иванову ночь” и “Венецианский купец”; в области урагедии “Ричард И”, “Ричард Ш”. “Генрих IV”, “Король Джон».
Тит Андроник” и “Ромео и Джульетта”. Как Эпий Стол сказал, что музы говорили бы языком Плавта, если бы захотели говорить по-латыни, так я скажу, что захоти музы говорить по-английски, они бы усвоили себе тонко отточенную речь Шекспира».
Древо Рода
Коль речь зашла о Древе Рода, отметим ещё и тот факт, что Уильям Шекспир родился в год Белки, связанный именно с Родом, предками, родовыми традициями и отношениями. Как уже говорилось выше, о том и писал свои пьесы, ведомый Меркурием и Прозерпиной в IV доме. Заметим, Прозерпина в Овне имеет свою сакральную обитель, связанную именно с Фравашами — «душами лучших предков».
Роль Меркурия тоже заметно возрастает, если учесть тот факт, что он стоит в 18-м (королевском) градусе Овна, тотемический символ которого — Королевская Белка. которая является хранителем Древа Рода. Вот характеристика градуса: «Даёт отвагу и храбрость, воплощение новых идей, успех в любви, обществе и делах. Это человек-авантюрист, который никогда не сидит на одном месте, бегает из стороны в сторону, но всегда возвращается в своё гнездо. У него великолепная информированность, эрудиция, голова как энциклопедия, он прекрасно пишет и говорит, он изобретателен, он обладает творческими и техническими способностями одновременно». Что и требовалось доказать!
Шекспир, как и положено Белке, действительно заботился о своих родных и их благополучии — в Лондон он отправился не за поэзией и славой, а за деньгами, которые должен был заработать для «воскрешения» своего Рода и достатка своей семьи. Второй дом его гороскопа начинается знаком Козерога, которым управляет Сатурн, стоящий в Раке и VIII доме, — это указание на трудности, лишения и большие проблемы, особенно в начале жизни (по молодости Уильям промышлял охотой и даже занимался браконьерством).
Главный управитель II дома Уран стоит на Асценденте, а значит, ближе к середине жизни материальные вопросы станут для человека приоритетными. Шекспир разбогател как раз в год Белки (32 года), и весной 1597 года купил самый большой и самый красивый дом в Стратфорде — «New Plays». Это новое жильё стало родовым гнездом для всей семьи. Уильям и сам там часто бывал, крутясь «как белка в колесе» между Лондоном и Стратфордом, пока, наконец, не вернулся в родовое гнездо навсегда, израсходовав свой Меркурий.
В зрелые годы, когда Шекспир разбогател ещё больше, в нём проявился талант дельца, а точнее Тельца — он умело вкладывал свои деньги, покупая в Стратфорде земли, и стал одним из самых богатых и видных людей родного городка.
Как и положено настоящему Тельцу, в Тельце-Шекспире была практическая жилка, и он грамотно обернул её в свою пользу, причём в полном соответствии со своим гороскопом (всё вышло согласно влиянию Венеры, как управительницы третьей трети II дома, которая находится в VII доме).
Целый ряд доказательств свидетельствует о том, что Шекспир умел хорошо помещать нажитые деньги. До последней степени поражает всякого, кто ценит в Шекспире то, что он ярче кого бы то ни было во всемирной литературе воспроизвёл душевную жизнь избранных натур, когда узнаёшь о его операциях не только по покупке и приобретению лично для себя домов и земли, но и по приёму в залог чужих владений и вообще по займам.
В 1605 году, уже будучи творцом «Гамлета» и «Юлия Цезаря», Шекспир становится откупщиком городских доходов родного Стратфорда! Это было очень прибыльное дело, но, как всякий откуп, было связано со всякого рода судебными воздействиями на неисправных плательщиков, с принудительными взысканиями с людей несостоятельных и т.д.»С. А. Венгеров, Там же.
Был ли Телец-Творец скупердяем?
Нет, но к нажитому таким трудом богатству относился бережно. На исходе своих дней богач Шекспир составил Завещание, рисующее его с самой хорошей стороны: никто из сколько-нибудь близких ему людей не был забыт, и даже всем бедным жителям его родного Страдфорда были оставлены деньги.
Шекспир за работой
Управитель X дома Хирон, стоя во II доме в точном соединении со
Жребием Счастья, заявляет прямо: «Шекспир за работой»
«Цель его жизни — богатство!»
Вот и ответ на вопрос: почему Шекспир не дорожил своими литературными творениями, почему он «не трясся» над своими рукописями, не стремился их издать, не заботился о своём имени и славе? Потому что всё это не было для него главным — не было ни целью, ни смыслом его жизни!
Но что теперь с теми деньгами и землями, которые он так ценил? Кто ими владеет? Из родных — никто, ведь прямых наследников Шекспира уже давно нет: его род закончился на внуках, у которых не было потомства.
Шекспир ушёл из жизни, так и не поняв, что его истинным богатством были не земные сокровища, а божественный дар самого Аполлона Мусагета — предводителя великих муз: Истории, Трагедии, Комедии, Любви, Лирики…
Главные дома гороскопа Шекспира, третий и пятый, направили его жизнь в творческое русло: писательство и театр. Из них — третий дом с заключённым знаком, а пятый дом с открытым знаком. Начав жизнь буквально «с чистого листа» (став по III дому писателем),
Шекспир открыл двери «сокровищницы» своего гороскопа (дом с заключённым знаком) и пробудил в себе «стихийный дух», который в нём дремал дотоле. При этом он не зацикливался ни на своём творческом гении, ни на своих произведениях, которые писал взахлёб, заканчивая одно и начиная другое. Он их просто творил, доходя порой до автоматизма. И в этом деле (по дому с заключённым знаком) он сам для себя был загадкой! Сходя с конвейера, его очередная пьеса тут же ставилась в театре, двери которого всегда были распахнуты (ведь V дом открыт), и проходила с полным аншлагом!
Уильям Шекспир растрачивал себя и свой талант, также как спустя четыреста лет после него растрачивал себя великий русский Гамлет — Владимир Высоцкий.
Почему же при всех тех беспечных обстоятельствах жизни Шекспир-литератор не затерялся среди прочих? Вероятно, потому [разумеется, наряду со всеми его талантами] что он, согласно своему гороскопу, является представителем Неподвижного креста (Солнце в Тельце и пятом доме), к тому же имеет в гороскопе соединение Юпитера с Сатурном.
Отметим также, что это соединение находится на границе Рака и Льва, в Высшем Зодиаке — Небесной Колеснице, знаке мудрецов, дающем возможность получить знания во многих областях и проявить себя в различных профессиях!
В то же самое время, чем выше представитель Колесницы поднимается в своих делах и познаниях, тем большим искушениям подвергается его дух, тем больше зависти и злобы он притягивает к себе со стороны. Искушения и разрушающая дух гордыня Шекспиру уже не грозят, да гордыни никогда и не было, а вот зависть и злоба со стороны были всегда. И остаются поныне: «озабоченные талантом» Маэстро преследуют его даже спустя четыре столетия после его смерти (вероятно, это обусловлено тем, что Колесница Шекспира «застряла» в VIII доме гороскопа — «жизни после смерти»).
В связи с этим самое время посмотреть в гороскопе Шекспира на Жребий двойников, который наверняка должен быть выражен. Во-первых, на это указывает совпадение даты рождения и даты смерти — 23 апреля. Во-вторых, есть множество «портретов Шекспира», на которых изображён не он, а схожие с ним люди (единственное достоверно известное его изображение — гравюра из посмертного «Первого Фолио» работы художника Друшаута, 1623). В-третьих, огромное число претендентов на его имя, причём образовавшихся после его смерти (Плутон в III доме, он же сигнификатор VIII дома — смерти).
Жребий двойников (для мужчин ночного рождения):
Асцендент + Луна — Альмутен III дома (Нептун) = 14 °Т
В гороскопе Шекспира этот жребий попадает в IV дом, то есть сам Род Шекспира полон «двойников». Кстати, в роду Шекспира действительно их много — предков с одинаковыми именами (деды, прадеды), и не понятно, кто именно из них относится к прямой ветке Уильяма Шекспира, но в конечном итоге все эти «деды — двоюродные братья» сходятся к своему единому «первоистоку» — Адаму Шекспиру. Более того, в роду всех Шекспиров было очень распространённым имя Вильям, и шекспироведы обращают на это особое внимание, ибо не каждый Вильм Шакспер из окрестностей Стратфорда является тем самым драматургом Уильямом Шекспиром!
Что же касается «армии двойников» (в большинстве своём лордов и графов), собравшейся у «Гробницы» Шекспира (а именно так называется IV дом), то, исходя из того, что сей процесс активизировался в Англии на рубеже XVIII-XIX вв., как бы понятно, кем и по какому поводу затеян этот сбор; и если так, то в этом действе сокрыт более глубокий смысл!
Лучшим ответом сему «благо родному собранию» и всем его замыслам станут слова самого Шекспира, которые по его же просьбе вырезаны на гробнице:
Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй. Нетронувший блажен в веках,
И проклят тронувший мой прах!
В стене над гробницею бюст Шекспира. Говорят, он на нём очень похож. И хотя в церкви много других гробниц, мысли никак не могут оторваться от поэта, вся церковь — словно единый памятник в его честь.
Ниже дан перевод надписи на его гробнице, выполненный литературоведом и шекспироведом С.А. Венгеровым (1905):
Остановись, могильщик, пощади прах мой,
Да благословен будет тот, кто уважит его!
Но горе жестокосердному, который дерзкою рукой
Возмутит спокойствие, найденное мною в могиле!
Гробница Шекспира
Good frend for lesvs sake forbeare, To digg the dvst encloased heare. Blest be ye man yt spares ihes stones. And cvrst be he vt moves m\ bones.
А теперь отвлечёмся от всей этой «шекспириады» и поговорим чуть больше о человеке Уильяме Шекспире, на жизненном ковре которого, как и в судьбах его литературных героев, переплелось множество разноцветных нитей, но далеко не все они были радужными.
В минуты отчаяния Шекспир подобно Гамлету тоже терзался сомнениями и самыми тяжкими мыслями, вопрошая себя:
Достойно ль,
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений, присущих телу…
И выбирал — удары судьбы, не сдаваясь смерти!
Уильям Шекспир был первым сыном и старшим ребёнком в семье с восьмью детьми, хотя и третьим по рождению (две его старшие сестры умерли ещё в детстве) — разумеется, все рассчитывали на него и его помощь, тем более разорившийся отец. К счастью, Уильяму ещё с детства было присуще чувство долга и ответственности за семью, родных и близких — сказалось положение Марса с Сатурном в Раке.
Как и все стратфордские дети, в семь лет он пошёл учиться в Grammar-School — «грамматическую» школу-гимназию, в которой и поныне дети этого городка получают образование. В то время здесь преподавалась мудрость века — классические языки и литература (Овидий, Вергилий, Цицерон, Плавт).
Однако полностью окончить гимназию Уильяму не довелось. Отец забрал его из школы лет в 14-15, что было вызвано материальными проблемами семьи, ведь к тому времени родилось ещё пятеро детей. Как только не приходилось будущему великому драматургу с мировым именем зарабатывать свои первые деньги: был и помощником у мясника, и школьным учителем в окрестных деревнях, и клерком у местного юриста, и охотой занимался в стратфордских лесах, а иногда промышлял и в частных угодьях, за что наказывался плетьми и арестами — в общем, многое познала эта «Белка», добывая для родных своих «орешки».
А тут ещё у 18-летнего парня заиграла, забурлила кровь… и 26-летняя девушка по имени Анне Гесуэ оказалась беременной. Для неё это был «последний шанс» (долгожданное замужество), а для Уильяма — вынужденный, неравный брак. Уильям женился в конце 1582 года (в 18,5 лет — точно на обращении Лунных узлов, которые в его гороскопе проходят аккурат через I-VII дома — просто классика астрологии!). На необычный («странный») брак указывает в его гороскопе Нептун на Десценденте: свадебный обряд был совершён без огласки, без участия родителей жениха и с обходом некоторых формальностей со стороны родственников невесты.
Но «дом брака» оказался для Уильяма не главным — в нём Нисходящий узел — потому и «сбежал» в поисках себя и своего места под солнцем, что произошло на 24-м году жизни, т.е. на обращении главного управителя I дома — Юпитера («дома жизни» — личности, её поисков, развития и реализации).
Правда, к этому времени у него уже было трое детей (альмутен V дома в VII доме — дети в браке): дочь Сусанна, родившаяся в мае 1583 г., и близнецы 1585 года рождения — дочь Джудит и сын Гамнет (английская форма имени Гамлет). С ними «беглец» виделся изредко, лишь когда навещал семью в Стратфорде, основное же время проводил в Лондоне, всецело отдавая себя поэзии, драматургии и театру.
В Лондон приехал верхом, продал коня, и сделал это очень удачно — не только выручив деньги, но и обзаведясь работой. Это был Джеймс Бербедж, державший конюшню и одновременно владевший первым в Англии театральным зданием. Он взял Уильяма на службу, поручив ему присматривать за лошадьми, на которых приезжали в театр богатые зрители из окрестностей Лондона. Но вскоре «конюх» занял скромную должность в самом театре — он дебютировал помощником режиссёра, подавая сигналы актёрам для выхода на сцену. А после и сам начал выступать на сцене (управитель VI дома, Венера, в VII доме — работа на виду, на публике).
Поскольку хороших новых пьес в театре не хватало, Уильям взялся за переделывание старых пьес, и к 28 годам на этом поприще обрёл определённую известность, став предметом зависти и ненависти других драматургов Лондона.
В творчестве Шекспира 1590-1594 гг.- период подражательности, время ученичества и совершенствования стиха.
Возраст 27-28 лет связан с противофазой Лунных узлов (Стрелец/Близнецы, I-VII дома), которые в это время открыли Шекспира миру, и обращением Чёрной и Белой лун (обе в Деве и IX доме), которые своими тауквадратами включили линию Асц-Дсц и I—VII дома, активизировав вопросы личности и её места в социуме, а также всех союзников и оппонентов.
После смерти Шекспира некоторые из его ненавистников сожалели о своём поведении. О честности, незаурядном уме и выдающемся таланте Шекспира свидетельствует драматург Бен Джонсон, который в своё время сильно завидовал Уильяму и часто задевал его грубыми выходками, но когда тот умер, именно Джонсон написал о нём самые чувственные строки: «Я любил этого человека и не меньше всякого другого чту его память, доходя почти до обоготворения. Дело в том, что это была прямодушная, открытая и чистосердечная натура, обладавшая необычной фантазией, смелыми идеями и благородным способом выражения; слова с такой изумительной лёгкостью лились из его уст, что порой приходилось его сдерживать».
Второй период, 1594-1600 гг. — оптимистичный, окрашен радостным восприятием жизни во всей её разнообразии. В это время Шекспир пишет множество комедий, главная тема которых — любовь, а также ряд исторических хроник, посвящённых правлению английских королей, и свою знаменитую трагедию «Ромео и Джульетта». Театральная поэзия становится фундаментом, на котором строится вся его жизнь. Ради этого он оставляет актёрское дело, играя лишь второстепенные роли, и отдавая всё своё время драматургии.
К 35 годам, осыпанный милостями судьбы, Шекспир был немало счастлив — богат, знаменит и влюблён. Влюблён в саму жизнь, в работу, в своих героев, судьбами которых жил, и эта влюблённость наполняла всё его существо — и душу, и сердце, и разум. Это был жизненный период Солнца, в котором он ощущал себя Львом (Солнцем в пятом доме).
Но лишь такой влюблённости ему было мало, он жаждал любви настоящей, и нашёл её. Женщина, которой было суждено стать самой большой страстью в жизни Шекспира, источником его величайшего счастья и неслыханного мучения — Мэри Фиттон, брюнетка с чёрными, как смоль, волосами и глазами, и смуглым лицом — Смуглая леди, одна из многочисленных фрейлин королевы. Леди Мэри была моложе Уильяма на 14 лет (21 и 35) — магическая связь по годам.
Шекспир любил Мэри до безумия — по его собственному выражению; она же то отдавалась ему с неистовой страстью, то неделями не появлялась у него, а при случайных встречах держалась холодно и насмешливо. Её могущество над ним было подобно волшебству: он ненавидел себя за то, что полюбил, за то, что дал себя поработить, за то, что не мог вырваться из этого рабства. Он страдал и упивался своим страданием, он мучился любовью и мучился от любви, она же просто играла… (любовь-драма — связь VIII и V домов).
Но пришло время, когда его муки потеряли свою сладость. Шекспир был великим поэтом, и потому хорошо разбирался во всех движениях человеческой души: он почувствовал измену любимой — сладость ушла, осталась боль…
Годы 1601-1607 — трагический период, связанный в жизни Шекспира с множеством потерь. Он пишет преимущественно трагедии, в которых жизненные проблемы выводятся на философский уровень, характеры героев необычайно многогранны и психологически объёмны (Гамлет, Отелло, Макбет, Король Лир, Кориолан, Антоний и Клеопатра).
В это время Шекспир достигает вершины своего творчества. Герои его «великих трагедий» — люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло (как смешано оно в гороскопе их создателя — Арта и Друдж в одном знаке и доме). Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор, но сами творят свою судьбу, и сами же несут ответственность за все свои поступки.
И, наконец, 1608-1612 годы — романтический период. Это время поэтических сказок, уводящих от реальности в мир мечты, где добро побеждает зло («Зимняя сказка»), где царит дух гуманности и всепрощения («Буря»), Это, своего рода, прощание Шекспира с миром театра: «Лишь одного осталось мне желать — мне музыки небесной нужны звуки». Волшебник слова, чародей-творец, в десятках созданных им жизней всё испытал; и всё сказал, закрыв стихов своих ларец
В 24 года он приехал из Стратфорда в Лондон, чтобы найти себя и состояться как личность. Спустя 24 года (два цикла Юпитера — управителя личности) он покинул Лондон, всецело реализовав свой потенциал, и возвратился в Стратфорд, чтобы провести остаток своих дней в стенах родового гнезда.
Болела ли душа о том? Пожалуй, нет. Болезнею души был лишь Гамнет… единственный сын, надежда на продолжение родовой фамилии, умерший одиннадцатилетним, в календарный год своего отца: 32 года… как будто срезали побег на Древе Рода.
Но это была не единственная смерть, которую на своём веку пережил Шекспир — отец, мать, младшая сестра и все трое младших братьев, один из которых был актёром и работал вместе с ним в Лондоне, оставили этот мир раньше его.
Мысль о смерти, как и сама смерть — спутница многих произведений Шекспира, тем более трагедий. А как было о ней не думать, не писать, не размышлять, когда оба альмутена первого дома находятся в восьмом (Юпитер и Сатурн) — управители «Дома жизни» в «Доме смерти»? Вот, к примеру, гороскоп Шекспира говорит устами Гамлета:
…Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят? Вот в чём разгадка.
Луна, управитель восьмого дома в десятом доме — смерть как цель. Сигнификатор восьмого дома, Плутон, в Рыбах, в гостях у Нептуна — смерть как вечный сон, да и управляет Плутон двенадцатым домом.
Однако не только смерть, но и сама жизнь, любовь, дружба, смех, радость бытия — темы произведений поэта, как и отражение его гороскопа. На героях Шекспира можно изучать астрологию — шекспировский гороскоп-оркестр с его разнообразием аспектов и конфигураций (два тауквадрата, две секиры, две пирамиды, вилы, циркуль и пр.) наделил их самыми разными человеческими качествами и проявлениями.
Что же касается самого Шекспира, то, как бы ни были тяжелы удары судьбы, он всегда держался за жизнь, боролся и побеждал. И это при ущербном «по всем статьям» Марсе (VII дом) и при тяжелейшем Сатурне (VIII дом), которые стоят в полунонагоне друг к другу, образуя сентагон и бинонагон к Меркурию с Прозерпиной в Овне в IV доме. Заметим, все аспекты кармические, то есть сдерживающие, ограничивающие, направляющие на исполнение долга.
И в этом простейшем хитросплетении планет, домов и знаков сокрыта суть судьбы Шекспира: во-первых, выполнение возложенных на него обязательств перед Родом (по IV дому), во-вторых, его служение Слову (Меркурию) и полное подчинение себя профессии, т.е. избранному Делу (Прозерпине).
Для осуществления всего этого кармического долга Шекспиру нужно было очень многое преодолеть и претерпеть (ведь Меркурий буквально зажат в тиски Сатурна с Марсом!), заставив самого себя очень многому научиться, прежде чем стать Поэтом-Творцом, всецело овладевшим Словом!
А это значит – многое познать, открыть и для себя понять, постичь, освоить, изучить
и Гамлету ответить: «Быть!»
И стать Творцом,
и судьбы раздавать,
и заставлять играть: одних — добро, других — злодеем слыть, а выбор «быть или не быть»
решать лишь росчерком пера:
вся наша жизнь — игра!
И силою своих творений,
рождённых в муках вдохновений, преодолев границы стран, столетий
попасть в расставленные сети,
что сплёл литературный мир, устроив у Гробницы пир,
чтоб вопрошать твой дух:
«А был ли ты, Шекспир?!»Материал взят из книги П.П.Глоба «Календарь зороастрийский. Год Белки».